За какие действия при недобросовестной конкуренции могут привлечь к ответственности?
Административная ответственность за недобросовестную конкуренцию предусмотрена ст. 14.33 КоАП РФ. Недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности и которые в то же время противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости. Такие действия могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам (конкурентам), а также нанести вред их деловой репутации (п. 9 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон № 135-ФЗ).
Перечень действий, которые относятся к недобросовестной конкуренции, закреплен в главе 2.1 Закона № 135-ФЗ, среди них:
- дискредитация, то есть распространение ложных, неточных или искаженных сведений, в том числе в отношении
(ст. 14.1 Закона № 135-ФЗ):
- качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже конкурентом, назначения такого товара, способов и условий его изготовления и применения, результатов, ожидаемых от его использования, а также его пригодности для определенных целей;
- количества товара, предлагаемого к продаже конкурентом, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар;
- условий, на которых конкурент предлагает к продаже свой товар, в частности в отношении цены такого товара;
- введение в заблуждение, в том числе в отношении (ст. 14.2 Закона
№ 135-ФЗ):
- качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования этого товара, его пригодности для определенных целей;
- количества товара, предлагаемого к продаже, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар;
- места производства товара, предлагаемого к продаже, изготовителя такого товара, гарантийных обязательств продавца или изготовителя;
- условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности цены такого товара;
- некорректное сравнение хозяйствующего субъекта и (или) его товара с другим хозяйствующим субъектом или товаром
(ст. 14.3 Закона № 135-ФЗ). Некорректным считается сравнение:
- с использованием слов "лучший", "первый", "номер один", "самый", "только", "единственный", а также других слов и обозначений, которые создают впечатление о превосходстве одного хозяйствующего субъекта или товара над другим без указания конкретных характеристик и параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение (например, результаты социологических исследований, лабораторных испытаний и т.д.);
- с конкурентом и (или) его товаром, в котором отсутствует указание конкретных сравниваемых характеристик или параметров, либо когда результаты сравнения не могут быть объективно проверены;
- с конкурентом и (или) его товаром, основанное исключительно на незначительных или несопоставимых фактах, содержащее негативную оценку деятельности хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товара;
- приобретение и использование исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ или услуг (нарушение заключается в незаконном приобретении или использовании наименования, логотипа, товарного знака и подобных средств индивидуализации в ущерб их правообладателю) (ст. 14.4 Закона № 135-ФЗ);
- продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно используются результаты чужой интеллектуальной деятельности, кроме средств индивидуализации (ст. 14.5 Закона № 135-ФЗ);
- совершение действий (бездействия), которые способны вызвать смешение с деятельностью конкурента или с его товарами или услугами, которые
он вводит в гражданский оборот. Нарушение может выражаться, в частности, в:
- незаконном использовании обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках и при использовании другим образом в отношении товаров, которые продаются или другим способом вводятся в гражданский оборот, а также путем его использования в Интернете, включая размещение в доменном имени (п. 1 ст. 14.6 Закона № 135-ФЗ);
- копировании или имитации внешнего вида товара, вводимого в гражданский оборот конкурентом, упаковки такого товара, его этикетки, наименования, цветовой гаммы, фирменного стиля в целом или иных элементов, индивидуализирующих конкурента или его товар (п. 2 ст. 14.6 Закона № 135-ФЗ );
- незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну (далее – охраняемая
информация):
- получение и использование охраняемой информации, обладателем которой является конкурент, без согласия лица, имеющего право распоряжаться такой информацией (п. 1 ст. 14.7 Закона № 135-ФЗ);
- использование или разглашение охраняемой информации, обладателем которой является конкурент, вследствие нарушения условий договора с лицом, имеющим право распоряжаться такой информацией (п. 2 ст. 14.7 Закона № 135-ФЗ);
- использование или разглашение охраняемой информации, обладателем которой является конкурент и которая получена от лица, имеющего или имевшего доступ к этой информации вследствие выполнения служебных обязанностей, если не истек установленный законом срок ее неразглашения (п. 3 ст. 14.7 Закона № 135-ФЗ).
Разрешая вопрос о наличии в действиях хозяйствующего субъекта нарушений правил конкуренции, суды зачастую учитывают не только положения Закона № 135-ФЗ, но и нормы Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, которая содержит более общее определение недобросовестной конкуренции. Согласно этой конвенции, недобросовестным является "всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах". Учитывая это, можно сделать вывод, что приведенный выше перечень случаев недобросовестной конкуренции, закрепленных в Законе № 135-ФЗ, не является исчерпывающим. Если в действиях хозяйствующего субъекта имеются признаки других нечестных по отношению к конкурентам действий, суд также может признать их нарушением законодательства о защите конкуренции. На это указывает и ст. 14.8 Закона № 135-ФЗ, которая содержит запрет на любые другие формы недобросовестной конкуренции, помимо перечисленных в ст. 14.1–14.7 этого закона. Такой подход подтверждается и судебной практикой (см. постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2021 № 12АП-9202/2020, Первого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2020 № 01АП-4885/2020, Арбитражного суда Уральского округа от 21.02.2020 № Ф09-9566/19).
Условия и порядок привлечения к административной ответственности за недобросовестную конкуренцию
Административное наказание по ст. 14.33 КоАП РФ за недобросовестную конкуренцию назначается только в том случае, когда в действиях нарушителя нет признаков нарушения законодательства о рекламе (ст. 14.3 КоАП РФ) или признаков уголовно наказуемого деяния (ст. 178 УК РФ). Если же такие признаки присутствуют, производство и привлечение к ответственности осуществляются, в первую очередь, на основании указанных статей.
В соответствии со ст. 41.1 Закона № 135-ФЗ дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит прекращению по истечении 3 лет со дня нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства – со дня окончания нарушения или его обнаружения. Срок давности привлечения к ответственности по ст. 14.33 КоАП РФ составляет один год со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства (ч. 1 и ч. 6 ст. 4.5 КоАП РФ).
| Действия, за которые могут привлечь к ответственности | Ответственность | Кто несет административную ответственность | Кто составляет протокол и назначает наказание |
|---|---|---|---|
| Недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных ст. 14.3 и ч. 2 ст. 14.33 КоАП РФ | Наложение административного штрафа (ч. 1 ст. 14.33
КоАП РФ):
|
|
Составляют протокол:
|
| Недобросовестная конкуренция в виде введения в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг | Наложение административного штрафа (ч. 2 ст. 14.33 КоАП РФ):
|
|
Составляют протокол:
|